Французский флот имеет большую историю, в которой были и великие победы, и досадные поражения. Но для каждого француза слова «море», «гвардия», «морская гвардия» звучат свято.
История флота Франции – яркий пример роли великих людей в проведении масштабных реформ, пример, ставящий под большое сомнение утвердившийся в сознании «штамп» о том, что «нет людей незаменимых». Оказывается, есть, и эти люди стояли у истоков создания французского флота.
Французы впервые в мире создали настоящий военный парусный флот. В середине XIV столетия при короле Карле V в Руане было основано адмиралтейство, и за четыре года адмирал Жан де Вьен создал флот из 33 военных кораблей, некоторые из которых достигали 300 тонн водоизмещения. Ни одна из морских держав, в том числе и англичане, регулярного флота ещё не имели. Однако, этот французский флот, быстро развивающийся под влиянием таланта и энергии одного человека, после смерти де Вьена исчез с такою же быстротой, как и появился.
Он был возрождён в 1628 году усилиями другого великого француза – кардинала Ришелье. В его лице французский гений развернулся во всей своей силе. Именно во времена Ришелье, владевшего не только титулом кардинала, но и званием адмирала, французы сделали одно из важнейших военно-морских изобретений XVII века – стали создавать порты.
В эти времена французы первые установили бортовые пушки (саборды), которые позволяли стрелять настильно и заменяли прежние бомбарды, которые стреляли навесно, через борта и, следовательно, крайне неметко. Ришелье впервые в мире ввёл на французском флоте корпус мэтров-специалистов, постоянный личный состав офицеров и нижних чинов. Однако флот, созданный Ришелье, был недолговечным, так как он явился плодом гения одного человека. После его смерти, а также после известного восстания Фронды, когда мятежники захватили часть военного флота и передали его испанцам, французский флот практически перестал существовать. Личный состав распался, офицерам нечего было делать без флота, даже знаменитый адмирал Дюкэн, чтобы не остаться без дела, служил на шведсокм флоте.
Воссоздателем французского флота, а многие называют его создателем, стал выдающийся французский государственный деятель, великий реформатор XVII века, первый советник Людовика XIV по финансовым вопросам Жан-Батист Кольбер (1619 – 1683). Прежде всего он сосредоточил в своих руках управление всеми элементами, имеющими влияние на могущество флота, и начал с создания ресурсов улучшения кораблестроения, улучшения организации портов, совершенствования работы с личным составом. Ж.-Б. Кольберу удалось за какие-то 15-20 лет сделать то, на что англичанам потребовалось столетие. За этот небольшой промежуток времени французский флот достиг таких высот, что «голландцы и англичане в это время старались рабски подражать французским порядкам и копировать их корабли» . В 1661 году, когда Ж.-Б. Кольбер приступил к реформированию флота, в его состав входило 30 кораблей.
На момент смерти Ж.-Б. Кольбера в 1683 году в состав Королевского французского флота входило уже 224 военных корабля. Именно благодаря Кольберу родилась французская морская гвардия – им была создана система школ гардемаринов, выпускники которых стали при Кольбере ядром французского флота. Выступая на открытии первой школы гардемаринов, Ж.-Б. Кольбер говорил: «За вами – будущее нашего флота, Вы должны нести честь Франции на флагштоках своих кораблей. Вы должны быть устремлены в будущее, к новым высотам для нашей морской державы. И Ваш девиз: «Гардемарины, вперёд! Вперёд, гардемарины!».
И этот девиз (который без ссылки на автора использовали советские кинематографисты) стал девизом французских морских гвардейцев, которые пронесли его через радость побед и горечь поражений. Французские морские гвардейцы, выпускники школ гардемаринов отличались высочайшим мужеством, доблестью и культурой. Есть многое, что отличало их от моряков других стран, в том числе и те напитки, которые они употребляли. Среди них не было повального увлечения дешёвым ромом, который предпочитали «морские волки» из других стран, а с 1889 года их напитком стал коньяк с гордым названием «Garde Marine».
Этот коньяк до сих пор является непременным атрибутом празднеств французских гардемаринов, символом изысканности и избранности французской морской гвардии, девизом которой уже несколько веков являются слова великого Кольбера: «Гардемарины, вперёд! Вперёд, гардемарины!»
Награды:
Х Дегустационный конкурс в рамках Международной ярмарки «Продэкспо-2008
Garde Marine XO - Золотая медаль.
Garde Marine VSOP – Серебряная медаль.
Х Международный дегустационный конкурс в рамках Продэкспо-2007
Garde Marine XO – Золотая медаль
Garde Marine VSOP – Серебряная медаль.
Бренди Launcelot:
Х Международный дегустационный конкурс в рамках Продэкспо-2007